Аннотация дисциплины
Эпидемиология специальность – медико-профилактическое дело
Цель изучения дисциплины |
Цель изучения дисциплины эпидемиология – обучающимися теоретическими и методическими основами профилактики заболеваний человека, основами учения об эпидемическом процессе и общими принципами профилактики инфекционных болезней человека; приобретение знаний об эпидемиологических особенностях отдельных инфекционных болезней человека и их профилактики, умения планировать и осуществлять профилактические и противоэпидемические мероприятия в отношении инфекционных болезней в рамках компетенции врача лечебного профиля; овладение принципами противоэпидемической защиты населения в очагах особо опасных инфекций и при стихийных бедствиях; овладение теоретическими основами эпидемиологии и принципами их профилактики. |
Место дисциплины в учебном плане |
Профессиональные дисциплины 3, 5 семестры. Всего часов-210, аудиторных– 105ч, из них лекционных-42 ч, практические –63ч, самостоятельная работа -105. |
Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
В результате изучения дисциплины специалист должен: иметь представление об истории эпидемиологии; месте эпидемиологии среди других медицинских дисциплин. Знать: предмет эпидемиологии, учение об эпидемическом процессе; эпидемиологические аспекты номенклатуры и классификации болезней; эпидемиологические исследования; плановую и экстренную иммунопрофилактику; дезинфекцию и стерилизацию; виды, методы, средства; основы военной эпидемиологии. Уметь: использовать в повседневной деятельности инструктивно-методические документы, регламентирующие профилактическую и противоэпидемическую работу; проводить первичные профилактические и противоэпидемические мероприятия в очагах наиболее распространенных инфекционных заболеваний; использовать противоэпидемические средства в организации и проведении профилактических и противоэпидемических мероприятий в чрезвычайных ситуациях и в военное время. |
Содержание дисциплины |
Учение об эпидемическом процессе. Элементарная ячейка эпидемического процесса. Эпидемиологическая классификация инфекционных болезней. Система мер профилактики инфекционных болезней. Профилактическая и противоэпидемическая работа ЛПУ. Дезинфектология. Понятие и структура дезинфектологии. Дезинфекция. Стерилизация. Иммунопрофилактика инфекционных болезней. Иммунобиологические препараты. Организация прививочного дела. Эпидемиология неинфекционных болезней. Эпидемиологический метод изучения болезней человека. Эпидемиологический метод изучения болезней человека. Описательно-оценочное эпидемиологическое исследование. Аналитические эпидемиологические исследования. Эпидемический процесс среди личного состава войск. Содержание и организация мероприятий по противоэпидемическому обеспечению войск. Биологическое оружие. Противоэпидемические мероприятия в чрезвычайных ситуациях. Оперативный эпидемиологический анализ. Методические основы обследования эпидемических очагов. Санитарно эпидемиологическое обследование очага кишечных инфекций. Эпидемиология ВБИ |
Ауд-ные занятия |
Лекционные и лабораторные занятия. |
Используемые информ-ые инстрструм-е и програм-е ср-а |
Компьютерный класс (совместно с кафедрой микробиологии). Методические разработки семинарских занятий по темам. Набор ситуационных задач, тестов. Учебные таблицы, стенды. |
Форма текущего контроля усп-и студентов |
Зачет, экзамен |
Аннотация дисциплины «Клиническая иммунология»,
специальность «Медико-профилактическое дело»
Общая трудоемкость |
Изучение дисциплины составляет: 10 семестр- 5 кредитов (150 часов) |
Цель дисциплины |
Цель изучения дисциплины «клинической иммунологии»– формирование у студентов знаний, умений и навыков по диагностике и лечению больных с заболеваниями или патологическими процессами, развивающимися в результате нарушения иммунных механизмов, и тех случаев, когда иммунологические манипуляции являются важной частью терапии и профилактики. |
Задачи обучения |
· формулировать и объяснять общие законы и категории клинической иммунологии, биолого-экологическую характеристику инфекционных болезней, их эпидемиологию. Использование знаний и понимания на практике - осуществлять прогнозирование заболеваемости и алгоритм необходимых профилактических и противоэпидемических мероприятии при наиболее распространенных нозологических формах инфекционных заболеваний. · Вынесение суждений, оценивание идей и формирование выводов:
· формулировать собственные выводы в виде рекомендаций по организации противоэпидемических и профилактических мероприятий · Стимулировать у студента стремление к саморазвитию и самосовершенствованию, выбору профессиональной траектории; · Развивать новые работы с медицинской литературой, умения проводить анализ литературных и Интернет – источников |
Содержание разделов учебной программы |
Причины и общие механизмы иммунопатологии Диагностика иммунопатологии, оценка иммунного статуса Иммунотерапия, иммунокоррекция и иммунореабилитация Иммунитет и инфекции Иммунодефицитные болезни Трансплантационный иммунитет Лимфомиелопролиферативные заболевания и иммуноглобулинопатия Иммунодиагностика и иммунотерапия опухолей Иммунофизиология и иммунопатология репродукции Иммунопатология и генная инфектология Аллергия.Классификация. ГНТ и ГЗТ.Псевдоаллергические реакции.Апоптоз Неспецифические и специфические показатели иммунного статуса и методы их определения Основные виды иммунокорригирующей терапии. Характеристика иммуномодуляторов. Иммунофизиотерапия. Противобактериальный, противовирусный, противопаразитарный, противогрибковый иммунитет Иммунопатогенез и иммунодиагностика инфекций. Бактериальные, вирусные, паразитарные инфекции, микозы Иммунопрофилактика и иммунотерапия инфекций Первичные и вторичные иммунодефицитные болезни Диагностика и лечение иммунодефицитных болезней Трансплантационный иммунитет. Трансплантация клеток, органов и тканей. Иммунофизиология и иммунопатология репродукции. |
В результате изучения дисциплины студент должен: |
Знать: - современные тенденции и проблемы медицинской клинической иммунологии и другими отраслями медицины; - способы обобщения, анализа, восприятия информации в сфере клинической иммунологии и другими отраслями медицины; - основные закономерности и тенденции развития инфекционного процесса; - основные современные исследования и выработка методов профилактики инфекционных болезней; - Решение клинических проблемно-ситуационных задач; самостоятельная подготовка устных реферативных докладов по программным вопросам с последующим их обсуждением. Уметь: - выявлять основные факторы и тенденции развития клинической иммунологии; - критически оценивать различные теоретические подходы, существующие в области клинической иммунологии; - применять теоретические знания для анализа текущих проблем клинической иммунологии; - пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет и учебным порталом для профессиональной деятельности. Владеть: - культурой мышления в сфере иммунологии, представлением о текущих эпидемиологии реалиях и вызовах глобализации; - навыками применения лекарственных средств при лечении, реабилитации и профилактике заболеваний в основе которых лежат нарушения в иммунной системе. |
Перечень формируемых компетенций |
РО -5: ПК-5, ПК-8 РО-6: ПК-13 РО-11: ПК-41 |
Виды учебной работы |
Лекционные и практические занятия, СРС. |
Отчетность |
Экзамен |
Паспорт дисциплины «Инфекционные болезни»,
специальность «Медико-профилактическое дело»
Общая трудоемкость |
Изучение дисциплины составляет: 7семестр- 4 кредитов (120 часов) 8 семестр-4 кредитов (120 часов) |
Цель дисциплины |
Изучить основные симптомы и симптомокомплексы наиболее распространенных нозологических форм инфекционных заболеваний в их классическом (типичном) и атипичном течении, овладение современными методами их диагностики, лечения и принципов профилактики, направленное на формирование соответствующих компетенций. |
Задачи обучения |
· изучить этиологию, патогенез, типичные клинические проявления, современные методы диагностики, лечения и профилактики наиболее распространенных нозологических форм инфекционных заболеваний; · сформировать умение общаться со здоровым и больным пациентом, соблюдая деонтологические нормы, проводить дифференциальную диагностику, распозновать основные симптомы и симптомокомплексы наиболее распространенных нозологических форм инфекционных заболеваний, ставить предварительный диагноз, сформулировать клинический диагноз согласно принятой классификации учитывая индивидуальные, возрастные, половые особенности; · выработать навыки клинического обследования больных, интерпретации результатов лабораторных, инструментальных методов обследования, алгоритма постановки предварительного и развернутого клинического диагноза, составление планов основных лечебных и профилактических мероприятий с учетом анатомо-физиологических особенностей и возрастных норм для выявления патологии при наиболее распространенных нозологических формах инфекционных заболеваний их классическом типичном проявлении; · сформировать навыки организации реабилитационных мероприятий, проведения диспансеризации и профилактических мероприятий при наиболее распространенных инфекционных заболеваниях. |
Содержание разделов учебной программы |
Общая инфектология. Принципы диагностики и лечения инфекционных заболеваний. Учение об общей патологии инфекций. Краткое историческое сведение о распространении инфекционных болезней. Основные этапы познание инфекционных заболеваний. Диагностика инфекционных болезней. Принципы и методы лечения инфекционных больных. Принципы иммуномодулирующей терапии. Патогенетическая терапия. Особенности лечения больных на догоспитальном и госпитальном этапе. Структура инфекционной службы. Профилактика инфекционных болезней. |
В результате изучения дисциплины студент должен: |
Знать: - современные тенденции и проблемы инфекционных болезней с другими отраслями медицины; - способы обобщения, анализа, восприятия информации в сфере инфекционных болезней и другими отраслями медицины; - основные закономерности и тенденции развития инфекционного процесса; - знать ключевые понятия предмета инфекционных болезней и способы их использования при решении инфекционных, клинических и профессиональных задач; - основные современные исследования и методов иммуно-, химио- и антисептикотерапии и профилактики инфекционных болезней; - Теоретические основы информатики в системах здравоохранения, использование информационных компьютерных систем и периодических изданий. - Решение клинических проблемно-ситуационных задач; самостоятельная подготовка устных реферативных докладов по программным вопросам с последующим их обсуждением. Уметь: - выявлять основные факторы и тенденции развития инфекционных болезней; - критически оценивать различные теоретические подходы, существующие в области инфекционных болезней; - применять теоретические знания для анализа текущих проблем инфекционных болезней; - самостоятельно проводить отбор и анализ патологических материалов на лабораторные исследование, применять полученные результаты для диагностики инфекционных болезней - работать с оригинальными научными медицинскими текстами , адекватно интерпретировать медицинские тексты различной доктринальной направленности - пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет и учебным порталом для профессиональной деятельности. - собирать, перерабатывать и обобщать информацию в сфере медицинской и применять основные теоретико-методологические подходы. Владеть: - культурой клиническим мышления в сфере инфекционных болезней, представлением о текущих инфекционных реалиях и вызовах глобализации; - способами инфекционного взаимодействия в общественной медицине, характерной наличием существенных инфекционных и общемедицинских различий; - навыками научных исследований и анализа инфекционных проблем и процессов, связанных с инфекционными заболеваниями и другими отраслями медицины; - основными теоретико-методологическими подходами при подходе к инфекционным заболеваниям и другими отраслями медицины в сфере медицинского прогнозирования. |
Перечень формируемых компетенций |
РО -9: ПК-24, ПК-25, ПК-26, ПК-27, ПК-28, ПК-34 |
Виды учебной работы |
Лекционные и практические занятия, СРС. |
Отчетность |
Экзамен |
Аннотация дисциплины
Микробиология, вирусология, иммунология специальность – Медико-профилактическое дело
Цель изучения дисциплины |
Приобретение знаний по строения и функционирования микробной клетки и вирусной частицы, и развитию на основе современных достижений микробиологии и иммунологии, а также формирование общепрофессиональной врачебной компетенции в вопросах взаимодействия микроорганизмов с организмом человека, т.е. развитии инфекционных болезней. |
Место дисциплины в учебном плане |
Профессиональные дисциплины 4 семестры. Всего часов-150 , аудиторных -75 ч, из них лекционных-30ч, практические –45ч, самостоятельная работа -75ч. |
Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
В результате изучения дисциплины специалист должен: иметь современные тенденции и проблемы медицинской микробиологии и другими отраслями медицины; способы обобщения, анализа, восприятия информации в сфере микробиологии и другими отраслями медицины; основные закономерности и тенденции развития инфекционного процесса; знать ключевые понятия микробиологии и способы их использования при решении микробиологических и профессиональных задач; основные современные исследования и методов иммуно-, химио- и антисептикотерапии и профилактики инфекционных болезней; теоретические основы информатики в медицинских микробиологических системах, использование информационных компьютерных систем и периодических изданий.; решение клинических проблемно-ситуационных задач; самостоятельная подготовка устных реферативных докладов по программным вопросам с последующим их обсуждением. Уметь выявлять основные факторы и тенденции развития медицинской микробиологии; критически оценивать различные теоретические подходы, существующие в области медицинской микробиологии; применять теоретические знания для анализа текущих проблем медицинской микробиологии; самостоятельно проводить отбор и анализ патологических материалов на лабораторные исследование, применять полученные результаты для диагностики инфекционных болезней пользоваться оборудованием, питательными средами, химическими реактивами и проводить микробиологический эксперимент; работать с оригинальными научными медицинскими текстами , адекватно интерпретировать медицинские тексты различной доктринальной направленности; пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью интернета и учебным порталом для профессиональной деятельности; собирать, перерабатывать и обобщать информацию в сфере медицинской и применять основные теоретико-методологические подходы. Владеть основами соблюдения правил противоэпидемического режима и техники безопасности в бактериологических лабораториях; основами соблюдения правил инфекционной безопасности пациента и медперсонала в лечебных учреждениях; |
Содержание дисциплины |
Общая медицинская микробиология: предмет и задачи микробиологии, вирусологии и иммунологии, систематика и номенклатура микроорганизмов, морфология, ультраструктура и химический состав микроорганизмов, физиология и биохимия микроорганизмов, общая вирусология, вирусы бактерий, генетика микроорганизмов, микроорганизмы и окружающая среда. Общая иммунология с учением об инфекции: инфекция, роль макроорганизма, окружающей среды и социальных условий в возникновении и развитии инфекционного процесса, общая иммунология, механизм неспецифической резистентности, механизм приобретенного иммунитета, антитела, иммунопатология, прикладная иммунология, микробиологические и молекулярно-биологические основы химиотерапии инфекционных заболеваний. Частная микробиология: патогенные кокки, семейство энтеробактерий, патогенные вибрионы, анаэробные Грам + и Грам - бактерии, патогенные микобактерии, актиномицеты, семейство Spirochetaceae, медицинская вирусология, медицинская микология, патогенные простейщие. |
Ауд-ные занятия |
Лекционные и лабораторные занятия. |
Используемые информационныеинстрструм-ные и программные средства |
Компьютерный класс (совместно с кафедрой микробиологии). Методические разработки семинарских занятий по темам. Набор ситуационных задач, тестов. Учебные таблицы, стенды. |
Форма текущего контроля успеваемости студентов |
Зачет, экзамен |