АННОТАЦИИ ДИСЦИПЛИН

Аннотация дисциплины

Эпидемиология специальность – медико-профилактическое дело

Цель изучения дисциплины

Цель изучения дисциплины эпидемиология – обучающимися теоретическими и методическими основами профилактики заболеваний человека, основами учения об эпидемическом процессе и общими принципами профилактики инфекционных болезней человека; приобретение знаний об эпидемиологических особенностях отдельных инфекционных болезней человека и их профилактики, умения планировать и осуществлять профилактические и противоэпидемические мероприятия в отношении инфекционных болезней в рамках компетенции врача лечебного профиля; овладение принципами противоэпидемической защиты населения в очагах особо опасных инфекций и при стихийных бедствиях; овладение теоретическими основами эпидемиологии и принципами их профилактики.

Место дисциплины в учебном плане

Профессиональные дисциплины 3, 5 семестры. Всего часов-210, аудиторных– 105ч, из них лекционных-42 ч, практические –63ч, самостоятельная работа -105.

Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины специалист должен: иметь представление об истории эпидемиологии; месте эпидемиологии среди других медицинских дисциплин. Знать: предмет эпидемиологии, учение об эпидемическом процессе; эпидемиологические аспекты номенклатуры и классификации болезней; эпидемиологические исследования; плановую и экстренную иммунопрофилактику; дезинфекцию и стерилизацию; виды, методы, средства; основы военной эпидемиологии. Уметь: использовать в повседневной деятельности инструктивно-методические документы, регламентирующие профилактическую и противоэпидемическую работу; проводить первичные профилактические и противоэпидемические мероприятия в очагах наиболее распространенных инфекционных заболеваний; использовать противоэпидемические средства в организации и проведении профилактических и противоэпидемических мероприятий в чрезвычайных ситуациях и в военное время.

Содержание дисциплины

Учение об эпидемическом процессе. Элементарная ячейка эпидемического процесса. Эпидемиологическая классификация инфекционных болезней. Система мер профилактики инфекционных болезней. Профилактическая и противоэпидемическая работа ЛПУ. Дезинфектология. Понятие и структура дезинфектологии. Дезинфекция. Стерилизация. Иммунопрофилактика инфекционных болезней. Иммунобиологические препараты. Организация прививочного дела. Эпидемиология неинфекционных болезней. Эпидемиологический метод изучения болезней человека. Эпидемиологический метод изучения болезней человека. Описательно-оценочное эпидемиологическое исследование. Аналитические эпидемиологические исследования. Эпидемический процесс среди личного состава войск. Содержание и организация мероприятий по противоэпидемическому обеспечению войск. Биологическое оружие. Противоэпидемические мероприятия в чрезвычайных ситуациях. Оперативный эпидемиологический анализ. Методические основы обследования эпидемических очагов. Санитарно эпидемиологическое обследование очага кишечных инфекций. Эпидемиология ВБИ

Ауд-ные занятия

Лекционные и лабораторные занятия.

Используемые информ-ые инстрструм-е и програм-е ср-а

Компьютерный класс (совместно с кафедрой микробиологии). Методические разработки семинарских занятий по темам.

Набор ситуационных задач, тестов.

Учебные таблицы, стенды.

Форма текущего контроля усп-и студентов

Зачет, экзамен

Аннотация дисциплины «Клиническая иммунология»,

специальность «Медико-профилактическое дело»

Общая трудоемкость

Изучение дисциплины составляет:

10 семестр- 5 кредитов (150 часов)

Цель дисциплины

Цель изучения дисциплины «клинической иммунологии»– формирование у студентов знаний, умений и навыков по диагностике и лечению больных с заболеваниями или патологическими процессами, развивающимися в результате нарушения иммунных механизмов, и тех случаев, когда иммунологические манипуляции являются важной частью терапии и профилактики.

Задачи обучения

· формулировать и объяснять общие законы и категории клинической иммунологии, биолого-экологическую характеристику инфекционных болезней, их эпидемиологию. Использование знаний и понимания на практике - осуществлять прогнозирование заболеваемости и алгоритм необходимых профилактических и противоэпидемических мероприятии при наиболее распространенных нозологических формах инфекционных заболеваний.

· Вынесение суждений, оценивание идей и формирование выводов:

  • Передача собственного понимания и умений:

· формулировать собственные выводы в виде рекомендаций по организации противоэпидемических и профилактических мероприятий

· Стимулировать у студента стремление к саморазвитию и самосовершенствованию, выбору профессиональной траектории;

· Развивать новые работы с медицинской литературой, умения проводить анализ литературных и Интернет – источников

Содержание разделов учебной программы

Причины и общие механизмы иммунопатологии

Диагностика иммунопатологии, оценка иммунного статуса

Иммунотерапия, иммунокоррекция и иммунореабилитация

Иммунитет и инфекции

Иммунодефицитные болезни

Трансплантационный иммунитет

Лимфомиелопролиферативные заболевания и иммуноглобулинопатия

Иммунодиагностика и иммунотерапия опухолей

Иммунофизиология и иммунопатология репродукции

Иммунопатология и генная инфектология

Аллергия.Классификация. ГНТ и ГЗТ.Псевдоаллергические реакции.Апоптоз

Неспецифические и специфические показатели иммунного статуса и методы их определения

Основные виды иммунокорригирующей терапии. Характеристика иммуномодуляторов. Иммунофизиотерапия.

Противобактериальный, противовирусный, противопаразитарный, противогрибковый иммунитет

Иммунопатогенез и иммунодиагностика инфекций. Бактериальные, вирусные, паразитарные инфекции, микозы

Иммунопрофилактика и иммунотерапия инфекций

Первичные и вторичные иммунодефицитные болезни

Диагностика и лечение иммунодефицитных болезней

Трансплантационный иммунитет. Трансплантация клеток, органов и тканей. Иммунофизиология и иммунопатология репродукции.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- современные тенденции и проблемы медицинской клинической иммунологии и другими отраслями медицины;

- способы обобщения, анализа, восприятия информации в сфере клинической иммунологии и другими отраслями медицины;

- основные закономерности и тенденции развития инфекционного процесса;

- основные современные исследования и выработка методов профилактики инфекционных болезней;

- Решение клинических проблемно-ситуационных задач; самостоятельная подготовка устных реферативных докладов по программным вопросам с последующим их обсуждением.

Уметь:

- выявлять основные факторы и тенденции развития клинической иммунологии;

- критически оценивать различные теоретические подходы, существующие в области клинической иммунологии;

- применять теоретические знания для анализа текущих проблем клинической иммунологии;

- пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет и учебным порталом для профессиональной деятельности.

Владеть:

- культурой мышления в сфере иммунологии, представлением о текущих эпидемиологии реалиях и вызовах глобализации;

- навыками применения лекарственных средств при лечении, реабилитации и профилактике заболеваний в основе которых лежат нарушения в иммунной системе.

Перечень формируемых компетенций

РО -5: ПК-5, ПК-8

РО-6: ПК-13

РО-11: ПК-41

Виды учебной работы

Лекционные и практические занятия, СРС.

Отчетность

Экзамен

Паспорт дисциплины «Инфекционные болезни»,

специальность «Медико-профилактическое дело»

Общая трудоемкость

Изучение дисциплины составляет:

7семестр- 4 кредитов (120 часов)

8 семестр-4 кредитов (120 часов)

Цель дисциплины

Изучить основные симптомы и симптомокомплексы наиболее распространенных нозологических форм инфекционных заболеваний в их классическом (типичном) и атипичном течении, овладение современными методами их диагностики, лечения и принципов профилактики, направленное на формирование соответствующих компетенций.

Задачи обучения

· изучить этиологию, патогенез, типичные клинические проявления, современные методы диагностики, лечения и профилактики наиболее распространенных нозологических форм инфекционных заболеваний;

· сформировать умение общаться со здоровым и больным пациентом, соблюдая деонтологические нормы, проводить дифференциальную диагностику, распозновать основные симптомы и симптомокомплексы наиболее распространенных нозологических форм инфекционных заболеваний, ставить предварительный диагноз, сформулировать клинический диагноз согласно принятой классификации учитывая индивидуальные, возрастные, половые особенности;

· выработать навыки клинического обследования больных, интерпретации результатов лабораторных, инструментальных методов обследования, алгоритма постановки предварительного и развернутого клинического диагноза, составление планов основных лечебных и профилактических мероприятий с учетом анатомо-физиологических особенностей и возрастных норм для выявления патологии при наиболее распространенных нозологических формах инфекционных заболеваний их классическом типичном проявлении;

· сформировать навыки организации реабилитационных мероприятий, проведения диспансеризации и профилактических мероприятий при наиболее распространенных инфекционных заболеваниях.

Содержание разделов учебной программы

Общая инфектология. Принципы диагностики и лечения инфекционных заболеваний. Учение об общей патологии инфекций. Краткое историческое сведение о распространении инфекционных болезней. Основные этапы познание инфекционных заболеваний. Диагностика инфекционных болезней. Принципы и методы лечения инфекционных больных. Принципы иммуномодулирующей терапии. Патогенетическая терапия. Особенности лечения больных на догоспитальном и госпитальном этапе. Структура инфекционной службы. Профилактика инфекционных болезней.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- современные тенденции и проблемы инфекционных болезней с другими отраслями медицины;

- способы обобщения, анализа, восприятия информации в сфере инфекционных болезней и другими отраслями медицины;

- основные закономерности и тенденции развития инфекционного процесса;

- знать ключевые понятия предмета инфекционных болезней и способы их использования при решении инфекционных, клинических и профессиональных задач;

- основные современные исследования и методов иммуно-, химио- и антисептикотерапии и профилактики инфекционных болезней;

- Теоретические основы информатики в системах здравоохранения, использование информационных компьютерных систем и периодических изданий.

- Решение клинических проблемно-ситуационных задач; самостоятельная подготовка устных реферативных докладов по программным вопросам с последующим их обсуждением.

Уметь:

- выявлять основные факторы и тенденции развития инфекционных болезней;

- критически оценивать различные теоретические подходы, существующие в области инфекционных болезней;

- применять теоретические знания для анализа текущих проблем инфекционных болезней;

- самостоятельно проводить отбор и анализ патологических материалов на лабораторные исследование, применять полученные результаты для диагностики инфекционных болезней

- работать с оригинальными научными медицинскими текстами , адекватно интерпретировать медицинские тексты различной доктринальной направленности

- пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет и учебным порталом для профессиональной деятельности.

- собирать, перерабатывать и обобщать информацию в сфере медицинской и применять основные теоретико-методологические подходы.

Владеть:

- культурой клиническим мышления в сфере инфекционных болезней, представлением о текущих инфекционных реалиях и вызовах глобализации;

- способами инфекционного взаимодействия в общественной медицине, характерной наличием существенных инфекционных и общемедицинских различий;

- навыками научных исследований и анализа инфекционных проблем и процессов, связанных с инфекционными заболеваниями и другими отраслями медицины;

- основными теоретико-методологическими подходами при подходе к инфекционным заболеваниям и другими отраслями медицины в сфере медицинского прогнозирования.

Перечень формируемых компетенций

РО -9: ПК-24, ПК-25, ПК-26, ПК-27, ПК-28, ПК-34

Виды учебной работы

Лекционные и практические занятия, СРС.

Отчетность

Экзамен

Аннотация дисциплины

Микробиология, вирусология, иммунология специальность – Медико-профилактическое дело

Цель изучения дисциплины

Приобретение знаний по строения и функционирования микробной клетки и вирусной частицы, и развитию на основе современных достижений микробиологии и иммунологии, а также формирование общепрофессиональной врачебной компетенции в вопросах взаимодействия микроорганизмов с организмом человека, т.е. развитии инфекционных болезней.

Место дисциплины в учебном плане

Профессиональные дисциплины 4 семестры. Всего часов-150 , аудиторных -75 ч, из них лекционных-30ч, практические –45ч, самостоятельная работа -75ч.

Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины специалист должен: иметь современные тенденции и проблемы медицинской микробиологии и другими отраслями медицины; способы обобщения, анализа, восприятия информации в сфере микробиологии и другими отраслями медицины; основные закономерности и тенденции развития инфекционного процесса; знать ключевые понятия микробиологии и способы их использования при решении микробиологических и профессиональных задач; основные современные исследования и методов иммуно-, химио- и антисептикотерапии и профилактики инфекционных болезней; теоретические основы информатики в медицинских микробиологических системах, использование информационных компьютерных систем и периодических изданий.; решение клинических проблемно-ситуационных задач; самостоятельная подготовка устных реферативных докладов по программным вопросам с последующим их обсуждением. Уметь выявлять основные факторы и тенденции развития медицинской микробиологии; критически оценивать различные теоретические подходы, существующие в области медицинской микробиологии; применять теоретические знания для анализа текущих проблем медицинской микробиологии; самостоятельно проводить отбор и анализ патологических материалов на лабораторные исследование, применять полученные результаты для диагностики инфекционных болезней

пользоваться оборудованием, питательными средами, химическими реактивами и проводить микробиологический эксперимент; работать с оригинальными научными медицинскими текстами , адекватно интерпретировать медицинские тексты различной доктринальной направленности; пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью интернета и учебным порталом для профессиональной деятельности; собирать, перерабатывать и обобщать информацию в сфере медицинской и применять основные теоретико-методологические подходы.

Владеть основами соблюдения правил противоэпидемического режима и техники безопасности в бактериологических лабораториях; основами соблюдения правил инфекционной безопасности пациента и медперсонала в лечебных учреждениях;

Содержание дисциплины

Общая медицинская микробиология: предмет и задачи микробиологии, вирусологии и иммунологии, систематика и номенклатура микроорганизмов, морфология, ультраструктура и химический состав микроорганизмов, физиология и биохимия микроорганизмов, общая вирусология, вирусы бактерий, генетика микроорганизмов, микроорганизмы и окружающая среда.

Общая иммунология с учением об инфекции: инфекция, роль макроорганизма, окружающей среды и социальных условий в возникновении и развитии инфекционного процесса, общая иммунология, механизм неспецифической резистентности, механизм приобретенного иммунитета, антитела, иммунопатология, прикладная иммунология, микробиологические и молекулярно-биологические основы химиотерапии инфекционных заболеваний.

Частная микробиология: патогенные кокки, семейство энтеробактерий, патогенные вибрионы, анаэробные Грам + и Грам - бактерии, патогенные микобактерии, актиномицеты, семейство Spirochetaceae, медицинская вирусология, медицинская микология, патогенные простейщие.

Ауд-ные занятия

Лекционные и лабораторные занятия.

Используемые информационныеинстрструм-ные и программные средства

Компьютерный класс (совместно с кафедрой микробиологии). Методические разработки семинарских занятий по темам.

Набор ситуационных задач, тестов.

Учебные таблицы, стенды.

Форма текущего контроля успеваемости студентов

Зачет, экзамен