На кафедре проходят обучение студенты следующих специальностей:
- лечебное дело
- педиатрия
- стоматология
- медико- профилактическое дело
- фармация
ДИСЦИПЛИНЫ КАФЕДРЫ
МЕДИЦИНСКАЯ ХИМИЯ
БИООРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
ХИМИЯ БИОГЕННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ
МЕДБИОЛОГИЯ, ПАРАЗИТОЛОГИЯ И ГЕНЕТИКА
БИОФИЗИКА
НОРМАЛЬНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ
ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ОБЛАСТИ
Курс биологии с основами экологии изучают биологические механизмы,
действующих в человеке и имеющее большое значение для решения вопросов
антропогенетики, антропогенеза, биологической индивидуальностей и
экологии человека. Раздел «Общебиологические закономерности
жизнедеятельности человека» раскрывает вопрос об уровнях организации
жизни. Раздел «Биологические основы паразитизма» рассматривает
экологические основы выделения группы паразитов, классификация их и
действие на организм хозяина. Раздел «Экологии человека. Биосферы»
изучают вопросы об отношениях организма с окружающей средой, факторы,
влияющие на здоровье человека.
Курс медицинской биологии изучает взаимоотношения организмов между собой и их действие на здоровье человека. В данном курсе даны морфология, жизненный цикл, патогенное действие и профилактика паразитарных заболеваний.
Химия является фундаментальной наукой, изучающей физические закономерности химических процессов. Она относится к блоку естественнонаучных дисциплин и является теоретической основой всей химии. В основе процессов жизнедеятельности лежат разнообразные химические превращения веществ. Понимание этих процессов возможно только на основе знаний теоретических основ различных разделов химии. Цель преподавания курса химии - познакомить студентов с основными методами получения химической информации в области общей и неорганической химии. Студенты приобретают знания по современной биоэнергетике, по связи между калорийностью пищи и выполняемой человеком работой. Раскрывается роль растворов в процессе усвоения пищи и выведение из организма продуктов жизнедеятельности. Законы Генри и Сеченова являются основой для клинического рассмотрения вопросов растворения кислорода, азота, углекислого газа и других газов в крови в процессе дыхания. Усваиваются законы, лежащие в основе явлений осмоса и диализа: перенос вещества через биологические мембраны, явления гемолиза и плазмолиза. Современная теория растворов электролитов служит научной основой для освоения электролитного баланса человеческого организма. Вводятся понятия рН, константа и степень гидролиза, буферная емкость, обсуждаются методы количественных расчетов, связанных с этими величинами. Раскрывается роль окислительно-восстановительных реакций в жизнедеятельности живых организмов. В разделе кинетики химических реакций обсуждаются специфические особенности кинетики биохимических реакций и биокатализа. При рассмотрении периодического закона Д.И.Менделеева излагается необходимость прогнозирования физиологических, токсикологических, фармакологических свойств различных соединений, исходя из строения образующих их атомов, характера химической связи между ними и положения соответствующих элементов в периодической системе. При рассмотрении комплексных соединений раскрываются свойства ряда биологически активных комплексов металлов, играющих большую роль в процессах жизнедеятельности (металлоферменты, металлопротеины).
Курс биологической физики включает разделы прикладной физики, направленные на решение медицинских задач, и элементы биофизики (физические явления в биологических системах, физические свойства этих систем, а также физические основы процессов жизнедеятельности). Курс также содержит некоторые технические вопросы (дозиметрия ионизирующих излучений).
В курсе медицинской аппаратуры даются основные навыки работы с медицинскими проборами и оборудованием, принципы их действия (медицинская электроника).
Курс нормальной физиологии изучают особенности физиологических процессов организма. Изучение организма здоровых людей позволит будущим врачам быстрее овладеть методами функциональной диагностики, оценить состояние здоровья и адаптации организма, уровень его функционирования по степени отклонения физиологических функций от нормы. Раскрытие закономерностей физиологии человека – необходимое условие дальнейшего увеличения продолжительности жизни, рациональной организации оздоровления и облегчения условий труда и быта, открытия новых методов предупреждения и лечения заболеваний.
По всем учебным дисциплинам читаются лекции, проводятся практические (семинарские), лабораторные занятия согласно рабочей программе и отводится определенное количество часов для самостоятельной (внеаудиторной) работы.
Для проведения лабораторных и практических занятий кафедра располагает необходимыми техническими средствами обучения, учебно-наглядными пособиями и методическими рекомендациями.
Учебный процесс, в целом, направлен на укрепление знаний и повышения уровня подготовки студентов. В процессе обучения используются прогрессивные методы, такие как: модульно-рейтинговая система, электронное тестирование по избранным предметам.
Учебно-методическая работа кафедры
На кафедре разработаны учебно-методические комплексы для преподавания дисциплин кафедры, включающий рабочую программу дисциплин, учебные и учебно- методические материалы для студентов и преподавателей, лекции-презентации, перечень необходимой основной и дополнительной литературы, набор учебных микро- и макропрепаратов, демонстрационных материалов. Комплекс также включает компьютерные учебные фильмы, а также текущее тестирование знаний студентов по всем основным темам учебной программы и общие итоговые тесты, включающие, в том числе, вопросы итоговой аттестации. На каждом занятии биологии, медицинской генетики, нормальной физиологии проводится разбор типовых ситуационных задач. Все это позволяет повысить интерес студентов к дисциплинам. На кафедре активно проводится методическая работа. Преподавателями опубликованы монографии, научные статьи, научно-методические рекомендации по предметам кафедры.
На кафедре избран методический совет:
Председатель – З.С. Ажибаева
Члены совета:
Садырова М.М.. -био физика
Туленбаева М.А.. –мед химия
Касиева Г.К.–мед биология
Турсунбаева А.Т. – нормальная физиология