Педиатрия

Паспорт дисциплины

Инфекционные болезни. Специальность – педиатрия

Цель изучения дисциплины

Основной целью преподавания дисциплины на лечебном факультете является формирование умений и практических навыков первичной диагностики инфекционных и паразитарных болезней врачами лечебного профиля. В рабочей программе особое внимание уделяется вопросам ранней диагностики инфекционных заболеваний проведению дифференциальной диагностики, лечению больных на догоспитальном этапе, оказанию им неотложной помощи

Место дисциплины в учебном плане

Профессиональные дисциплины 9 семестр. Всего часов - 60, аудиторных – 30 ч, из них лекционных- 12 ч, практические –18 ч, самостоятельная работа -30 ч..

Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины

Студент должен знать общие вопросы организации помощи инфекционным больным, этиологию, патогенез инфекционных болезней, морфологические изменения при них, клинические проявления, симптоматологию и посиндромную диагностику инфекционных болезней, современную классификацию болезней, диагностическую значимость результатов лабораторных методов исследования, основы фармокотерапии инфекционных заболеваний, осложнения лекарственной терапии и их предупреждение и лечение, основы рационального питания, диспансерное наблюдения декретированных групп населения и реконвалесцентов после инфекционных болезней, уметь заподозрить инфекционное заболевание, осуществить его первичную диагностику, как правило, на уровне основных, клинических синдромов, приобрести навыки оформление необходимой медицинской документации (экстренное извещение, истории болезни) определить тактику ведения больного, показания для госпитализации и изоляции, назначить лабораторное и инструментальное обследование для подтверждения предполагаемого заболевания, произвести ректороманоскопию, люмбальную пункцию, провести первичное лечение инфекционных больных в амбулаторных условиях ( на догоспитальном этапе) с учетом этиологии и тяжести заболевания, выписать рецепт на ведущие этиотропные и патогенетические средства, уметь определить показания и противопоказания к назначении медикаментозного лечения (антибактериальные и противовирусные препараты, лечебные сыворотки и иммуноглобулины, патогенетические средства), оказать первую врачебную помощь при неотложных состояниях, обозначить первичные профилактические мероприятия, определить прогноз заболевания.

Содержание дисциплины

Общая инфектология. Принципы диагностики и лечения инфекционных заболеваний. Учение об общей патологии инфекций. Краткое историческое сведение о распространении инфекционных болезней. Основные этапы познание инфекционных заболеваний. Диагностика инфекционных болезней. Принципы и методы лечения инфекционных больных. Принципы иммуномодулирующей терапии. Патогенетическая терапия. Особенности лечения больных на догоспитальном этапе. Программы лечения больных на дому в полном объеме при ряде инфекционных заболеваний. Структура инфекционной службы. Профилактика инфекционных болезней. Кишечные инфекции, Воздушно - капельные инфекции

Аудиторные занятия

Лекционные, практические и клинические занятия.

Используемые информац-ные, инструментальные и программные средства

Для обеспечения освоение дисциплины используются таблицы, электронный атлас по инфекционным болезням, мультимедийные презентации, кино и видеофильмы, рентгенограммы, фото, УЗИ, ситуационные задачи, тематические и итоговые тесты, копии историй болезни, компьютер принтеры, мультимедийный проэктор, фонендоскопы, ссылки на интернет – ресурсы www/infectology.ru веб сайт ВОЗ на русском языке http/www.who/int/index.html

Форма текущего контроля успеваемости студентов

Зачет, экзамен

Паспорт дисциплины

Эпидемиология специальность – педиатрия

Цель изучения дисциплины

Цель изучения дисциплины эпидемиология – обучающимися теоретическими и методическими основами профилактики заболеваний человека, основами учения об эпидемическом процессе и общими принципами профилактики инфекционных болезней человека; приобретение знаний об эпидемиологических особенностях отдельных инфекционных болезней человека и их профилактики, умения планировать и осуществлять профилактические и противоэпидемические мероприятия в отношении инфекционных болезней в рамках компетенции врача лечебного профиля; овладение принципами противоэпидемической защиты населения в очагах особо опасных инфекций и при стихийных бедствиях; овладение теоретическими основами эпидемиологии и принципами их профилактики.

Место дисциплины в учебном плане

Профессиональные дисциплины 11 семестры. Всего часов-60 , аудиторных – 30 ч, из них лекционных-12 ч, практические –18ч, самостоятельная работа -30.

Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины специалист должен: иметь представление об истории эпидемиологии; месте эпидемиологии среди других медицинских дисциплин. Знать: предмет эпидемиологии, учение об эпидемическом процессе; эпидемиологические аспекты номенклатуры и классификации болезней; эпидемиологические исследования; профилактические и противоэпидемические работы в ЛПУ; плановую и экстренную иммунопрофилактику; дезинфекцию и стерилизацию; виды, методы, средства; основы военной эпидемиологии. Уметь: использовать в повседневной деятельности инструктивно-методические документы, регламентирующие профилактическую и противоэпидемическую работу; проводить первичные профилактические и противоэпидемические мероприятия в очагах наиболее распространенных инфекционных заболеваний; использовать противоэпидемические средства в организации и проведении профилактических и противоэпидемических мероприятий в чрезвычайных ситуациях и в военное время.

Содержание дисциплины

Учение об эпидемическом процессе. Элементарная ячейка эпидемического процесса. Эпидемиологическая классификация инфекционных болезней. Система мер профилактики инфекционных болезней. Профилактическая и противоэпидемическая работа ЛПУ. Дезинфектология. Понятие и структура дезинфектологии. Дезинфекция. Стерилизация. Иммунопрофилактика инфекционных болезней. Иммунобиологические препараты. Организация прививочного дела. Эпидемиология неинфекционных болезней. Эпидемиологический метод изучения болезней человека. Эпидемиологический метод изучения болезней человека. Описательно-оценочное эпидемиологическое исследование. Аналитические эпидемиологические исследования. Эпидемический процесс среди личного состава войск. Содержание и организация мероприятий по противоэпидемическому обеспечению войск. Биологическое оружие. Противоэпидемические мероприятия в чрезвычайных ситуациях. Оперативный эпидемиологический анализ. Методические основы обследования эпидемических очагов. Санитарно эпидемиологическое обследование очага кишечных инфекций. Эпидемиология ВБИ

Ауд-ные занятия

Лекционные и лабораторные занятия.

Используемые информ-е инстрс-ные и программные средства

Компьютерный класс (совместно с кафедрой микробиологии). Методические разработки семинарских занятий по темам.

Набор ситуационных задач, тестов.

Учебные таблицы, стенды.

Форма текущего контроля успеваемости студентов

Зачет, экзамен

Паспорт дисциплины

Микробиология, вирусология, иммунология специальность – Педиатрия

Цель изучения дисциплины

Приобретение знаний по строения и функционирования микробной клетки и вирусной частицы, и развитию на основе современных достижений микробиологии и иммунологии, а также формирование общепрофессиональной врачебной компетенции в вопросах взаимодействия микроорганизмов с организмом человека, т.е. развитии инфекционных болезней.

Место дисциплины в учебном плане

Профессиональные дисциплины 3-4 семестры. Всего часов-270 , аудиторных 135– ч, из них лекционных-54ч, практические –81ч, самостоятельная работа -135ч.

Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины специалист должен: иметь представление о современных тенденциях и проблемах медицинской микробиологии и другими отраслями медицины; способы обобщения, анализа, восприятия информации в сфере микробиологии и другими отраслями медицины; основные закономерности и тенденции развития инфекционного процесса; знать ключевые понятия микробиологии и способы их использования при решении микробиологических и профессиональных задач ; основные современные исследования и методов иммуно-, химио- и антисептикотерапии и профилактики инфекционных болезней; теоретические основы информатики в медицинских микробиологических системах, использование информационных компьютерных систем и периодических изданий. Решение клинических проблемно-ситуационных задач; самостоятельная подготовка устных реферативных докладов по программным вопросам с последующим их обсуждением.

Уметь выявлять основные факторы и тенденции развития медицинской микробиологии; критически оценивать различные теоретические подходы, существующие в области медицинской микробиологии ; применять теоретические знания для анализа текущих проблем медицинской микробиологии; самостоятельно проводить отбор и анализ патологических материалов на лабораторные исследование; применять полученные результаты для диагностики инфекционных болезней; пользоваться оборудованием, питательными средами, химическими реактивами и проводить микробиологический эксперимент; пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью интернет; собирать, перерабатывать и обобщать информацию в сфере медицинской и применять основные теоретико-методологические подходы.

Владеть основами соблюдения правил противоэпидемического режима и техники безопасности в бактериологических лабораториях;

Содержание дисциплины

Общая медицинская микробиология: предмет и задачи микробиологии, вирусологии и иммунологии, систематика и номенклатура микроорганизмов, морфология, ультраструктура и химический состав микроорганизмов, физиология и биохимия микроорганизмов, общая вирусология, вирусы бактерий, генетика микроорганизмов, микроорганизмы и окружающая среда. общая иммунология, механизм неспецифической резистентности, механизм приобретенного иммунитета, антитела, иммунопатология, прикладная иммунология.

Частная микробиология: патогенные кокки, семейство энтеробактерий, патогенные вибрионы, анаэробные Грам + и Грам - бактерии, патогенные микобактерии, актиномицеты, семейство Spirochetaceae, медицинская вирусология, медицинская микология, патогенные простейщие.

Ауд-ные занятия

Лекционные и лабораторные занятия.

Используемые информ-е инстрст-е и программные средства

Компьютерный . Методические разработки семинарских занятий по темам.

Набор ситуационных задач, тестов. Учебные таблицы, стенды.

Форма текущего контроля усп-и студентов

Зачет, экзамен